пятница, 20 мая 2016 г.

Александр Ширвиндт «Проходные дворы биографии»

Отзыв на прочитанную книгу от Ирины Барановой.

Недавно мне случилось попасть в одну из старейших больниц Москвы. И пока врачи проводили обследования, мне, дабы не умереть от скуки и грустной обстановки, надо было себя чем-то занять. И в этом мне повезло. В отделении, в котором я лежала, была оборудована мини-библиотека. В коллекции имеется как литература профессионального профиля, так и тома классических и современных произведений. И вот попалась книга Александра Ширвиндта «Проходные дворы биографии».
Книга представлена в суперобложке, в отличном переплете. Хотя, что естественно, была уже значительно потрепана читателями.
Всем, кто любит его творчество, будет интересно прочитать книгу-воспоминание. Точнее, как пишет сам автор: «Это не литература и не скрупулезная биографическая справка. Это - чехарда воспоминаний». Написанная с неподражаемым ширвиндтовским юмором, легко читается. Еще раз убеждаюсь, талантливый человек - талантлив во всем. Александр Ширвиндт рассказывает о жизни московского интеллигента и актера с его безумной любовью к театру, к сцене, о том, какое огромное количество личных и творческих эпизодов с ним произошло. Но... имеют место и раздумья, и грусть, и волнения за судьбу современного театра. Читая этот шедевр, представляешь Москву 60-70-х годов.
«Чтобы писать мемуары, нужна специфическая память. Но, главное, я ничего не помню. В отличие от моей жены. Каждое утро, просыпаясь, она говорит мне, допустим: «Сегодня день рождения предпоследней жены такого-то нашего друга», или: «50 лет назад родилась вторая дочь от третьего брака Козакова»… Я смотрю на нее с ужасом и не устаю повторять одну и ту же фразу: «Тебя надо госпитализировать», - пишет автор.
Он остроумен, циничен и умен. Любимец женщин, обаятельный, всем и всему знает цену. Эта книга - сценарий его собственной жизни. Читатели узнают о его яркой судьбе, о моментах его жизни, которые были связаны с любимым и родным для него городом, о семье, друзьях. Здесь все - детство, взросление, первые шаги в искусстве и... любовь.
Первая половина книги заставляет смеяться. В наше время умение хорошо шутить, не опускаясь до шуток ниже пояса, дорогого стоит.
Другая половина книги - это письма. Письма Александра Ширвиндта и его любимой жены Наталии. Прекрасные, трогательные, трепетные, нежные и в них только любовь! Отрывок:
«...Ты всегда упрекала меня, что я прозаик, что не фантазирую и не мечтаю, и никогда не задумывалась о том, что столько лет мы, пусть странным, пусть подчас жестоким и трудным путем, несем, как святыню, свою влюбленность!!! Да, мы с тобой любовники!
Любовники - в лучшем смысле этого слова. И дай нам Бог, чтобы мы были ими как можно дольше, чтобы нам хотелось быть вместе, ругаться, спорить, расходиться по углам, расставаться навеки и приходить на всю жизнь - в общем, чтобы нам хотелось! Мучилось, сомневалось и любилось, трепетно и умно. Я люблю тебя! Спокойной ночи, мой птенчик! Целую. 
Твой».
Еще в книге представлен иллюстративный материал. Это и фотографии, отрывки из дневников, пригласительных билетов, грамоты и много других интереснейших рукописей. И напоследок, на заметку от автора: «Книги обязательно надо читать. Главное - не выписывать понравившиеся цитаты. Потом такие цитаты создают ощущение, что это твои мысли».

Ирина Баранова.



Комментариев нет:

Отправить комментарий